Картографическая грамотность. Азы культуры географического образования
Лаборатория знаний
Вконтакте FaceBook YouTube YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»












Социальные сети


Новости

09.06.2017

Картографическая грамотность. Азы культуры географического образования



Какова роль географии в школьном образовании? Какие факторы влияют на качество преподавания этого предмета? Какие требования предъявляются к атласам и контурным картам? Об этих и других аспектах преподавания географии в школе рассказывают сотрудники кафедры естественно-научного образования Московского института открытого образования (МИОО) - старший преподаватель, заслуженный учитель РФ Эльвира КИМ и доцент кафедры Алексей КРЫЛОВ.   

- Как можно охарактеризовать место и роль географии в школьном образовании?

Эльвира Ким:

- География - предмет интегративный, комплексный. В нем есть и естественно-научная, и социально-экономическая (общественная) составляющая. Хотя у большинства людей география ассоциируется прежде всего с географическими объектами - реками, горами, морями, странами. Где находятся эти объекты? Какой они высоты, протяженности?

В прежние времена больше внимания уделялось географии физической, то есть были особенно важны знания географической номенклатуры, физико-географических явлений и процессов. Возможно, поэтому географию относили к предметам естественно-научного цикла. Но география - наука комплексная, интегративная и интегрирующая. И если уж относить ее к какой-то области, то скорее к общественным наукам, хотя на самом деле у географии особое место в системе наук естественных и общественных.

- Каковы основные цели школьного географического образования?  Удается ли найти баланс между передачей знаний и формированием навыков?

Алексей Крылов:

- Как сказал Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в апреле 2017 года, изучение географии в школе необходимо для формирования патриотизма и национального самосознания.
На уроках мы не только изучаем свою страну и мир, но и учим детей размышлять, работать с источниками информации, формируем умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Как, впрочем, и на других предметах. Но только на уроках географии есть особый синтез знаний и умений учащихся в приложении к конкретной территории, поскольку в конкретной стране или регионе происходят самые разные процессы и явления - как природные, так и общественные.
Еще мы должны учить задумываться о причинно-следственных связях природных и общественных явлений. Изучив наш предмет, дети должны уметь ответить, например, на вопрос, что будет с городом, если на месте пятиэтажек построят небоскребы, - точно так же, как, изучив математику, они могут посчитать, сколько обоев понадобится для оклейки комнаты. Без учета географического фактора зачастую оказывается неполной интерпретация политических и социально-экономических явлений.

- Чем объяснить, что география при своей важности остается второстепенным предметом? ЕГЭ по географии в 11-м классе - один из самых редких экзаменов по выбору, в прошлом году по всей стране его сдавали лишь около 17 тыс. человек, в этом году - около 21,5 тыс.

Эльвира Ким:

- Одна из причин в том, что ЕГЭ по географии при поступлении в вузы требуется лишь на профильные направления, где готовят профессиональных географов, - об этом тоже говорил президент. Странно, что она не нужна на таких направлениях, как «Международные отношения», «Землеустройство и кадастр», «Регионоведение», «Туризм». А ведь раньше географию нужно было сдавать при поступлении на экономические факультеты. Что ж это за экономист в любых областях производства, будь то промышленность или сельское хозяйство, транспорт, внутренняя и внешняя торговля, добыча полезных ископаемых и так далее, если он не знает или знает плохо географию? Очевидно, кто-то решил, что будущим экономистам достаточно общих социально-экономических представлений, заложенных в курсе обществознания. Но на самом деле этого мало.

Стоит признать и недостаточную активность профессионального географического сообщества в отстаивании важности своего предмета. Благодаря недавним заявлениям Президента России ситуация, будем надеяться, должна измениться - географию нужно изучать во всех классах старшей и основной школы, а не как сейчас, когда в старшем звене она стала во многих школах предметом по выбору. Все-таки мы живем в современном мире, когда страны и народы, экономики, культуры взаимосвязаны как никогда.

В курсе географии обязательно должен присутствовать краеведческий компонент, и здесь многие регионы преуспели. Особенно интересен опыт Москвы, по этой теме давно издаются специальные учебные пособия: «География и экология Москвы и Московской области» (учебные материалы и рабочая тетрадь для 8-9-х классов).
Обывательский взгляд на географию, к сожалению, несильно изменился за более чем два столетия - и сейчас многим кажется, что ее изучать не нужно, дескать, «извозчик довезет». Но мы надеемся, что этот стереотип со временем удастся преодолеть.

- Особенность школьного курса географии - использование географических карт и атласов. Какие учебные задачи с их помощью удается решать?

Алексей Крылов:

- Картографические материалы - ключевой элемент культуры географического образования, без которого невозможно представить себе наш предмет. Карты и атласы - это источники географической информации, средство для организации ежеурочной работы с географической информацией, исследовательских и проектных работ, основа для дискуссий на уроках, уникальное средство формирования всяческих умений - регулятивных, познавательных и других. Все, что можно изучать в курсе географии без карт и атласов, в большей степени имеет отношение к смежным наукам, будь то физика, или химия, или история (хотя и там в отдельных случаях можно пользоваться картами).

Поскольку школьный атлас - это учебное пособие, от обычных отдельных (традиционных) географических карт он отличается наличием методических идей: зачем нужна та или иная карта? какие учебные задачи можно решать с ее помощью? каких образовательных результатов мы хотим добиться? Над атласами работают не только квалифицированные картографы и редакторы, но и методисты. Верх мастерства авторов - сделать так, чтобы карты в атласе были, с одной стороны, максимально информативными, с другой - доступными ребенку, не перегруженными лишней информацией. Всевозможные врезки, схемы, диаграммы должны дополнять основное содержание.

У ребенка, который открывает атлас, должно возникать желание с ним поработать. Но иногда бывает, что авторы сознательно перегружают карты - добавляют на страницы избыточные коллажи из картинок, уменьшают масштаб, и сама карта на этом фоне выглядит лишней. Например, на карте, которая посвящена месторождениям полезных ископаемых, не нужна детальная гидрография - ребенку придется «ломать глаза», к улучшению образовательных результатов это не приведет.

Недавно мы оценивали методическую составляющую комплекта атласов для 5-10-х классов, которые выпускает образовательный холдинг «Просвещение» при поддержке Русского географического общества. Это новые атласы, и одно из их очевидных преимуществ - информативность. Например, в атласе для 8-го класса на карте Западной Сибири подробно нанесена речная сеть - тот случай, когда это очень важно для понимания природных особенностей региона (низменный рельеф, заболоченность, особенности климата и проч.). Еще есть карта, на которой показаны водораздельные линии внутренних вод на материках, относящихся к бассейнам разных океанов. Благодаря такому атласу учитель может все эти особенности обсудить с детьми.

- Каким еще требованиям, на ваш взгляд, должны соответствовать современные школьные атласы?

Алексей Крылов:

- Там не должно быть фактических ошибок - это очевидное требование, как дважды два четыре. Фактические ошибки не нужно путать с генерализацией информации, которая уместна в учебных атласах. Но и в школьных атласах могут быть различия. Например, в атласе Омской картографической фабрики, содержание для которого разрабатывают специалисты МГУ, климатические области Дальнего Востока будут обозначены иначе, нежели в большинстве школьных атласов, но это соответствует методическому замыслу авторов и не противоречит научным данным, поскольку по нагрузке эти атласы можно позиционировать как профильные. Конечно, генерализация должна быть оптимальной, чтобы не искажать научные представления, не терять географический и методический смысл.

Информация, заложенная в атласы, должна отражать современную ситуацию.

Особенно это важно для социально-экономической географии: строятся новые предприятия, возникают целые отрасли, обновляются статистические данные, изменяется облик регионов.

Карты учебного атласа должны сопрягаться методически с текстами учебника, заданиями рабочей тетради, с другими элементами УМК. Атлас и учебник - это единое целое с точки зрения постановки и решения учебной задачи. В учебнике рассказывается о нарушениях зональности в зависимости от различных природных особенностей - например, холодных и теплых течений, и на карте в атласе ученик сразу может увидеть и эти течения, и их влияние, например, на растительность.
На мой взгляд, в перспективе можно было бы издавать различные атласы для тех, кто выбрал базовый и кто выбрал профильный курс географии. Еще перспективное направление - развитие качественных цифровых картографических пособий. На страницах современных атласов есть QR-коды, отсылающие к проверенным сайтам, где раскрывается региональная или краеведческая часть курса географии.

- Можно ли выделить оптимальные способы использования контурных карт на уроках географии?

Эльвира Ким:

- Чаще всего считается, что контурные карты используются для освоения номенклатуры - географических названий, чтобы ученик мог найти на карте материки, моря, реки и проч. Но, по большому счету, контурные карты необходимы для выполнения самых разных работ, и здесь велика роль учителя. Хорошо бы предлагать на контурных картах задания разных уровней - от нанесения географической номенклатуры (кстати, с определенным смыслом) до творческих заданий. Например, предлагается нанести на карту региона с помощью условных знаков, придуманных самим учеником, природные, культурные, исторические и иные объекты, которые, по его мнению, определяют лицо данного региона. Так что контурная карта открывает безграничные возможности для творчества.

- Пригодятся ли сформированные навыки работы с атласом на стандартизированных экзаменах?

Алексей Крылов:

- Конечно. Эти навыки необходимы. На ЕГЭ по географии в состав КИМов входят политико-административные черно-белые карты России и мира. Хотя если на ЕГЭ разрешат использовать традиционные школьные атласы, придется значительно менять содержание КИМов, формулировать задания иначе, но значение экзамена от этого только вырастет.

Атласом можно пользоваться и на Всероссийской проверочной работе по географии, и на ОГЭ в 9-м классе. По нашим оценкам, значительную часть заданий ОГЭ можно выполнить с помощью атласа, если ученик умеет с ним работать. Но еще раз хочется подчеркнуть, что задания как в части содержания, так и в части их формулировки должны серьезно и тщательно продумываться.

http://www.ug.ru/archive/70275

Возврат к списку

Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2021 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44