22.12.2016
Семинар ОблЦИТ по учебно-методическим комплектам «Информатика» для 1-4 классов под редакцией А.В. Горячева
19 декабря на семинаре в ОблЦИТ об учебно-методических комплектах «Информатика» для 1-4 классов под редакцией А.В. Горячева издательства «Бином. Лаборатория знаний» рассказывал соавтор УМК, старший преподаватель математического факультета Московского педагогического государственного университета Дмитрий Игоревич Павлов.

«В чем отличительная особенность старых пособий 90-х годов – единых требований к ожидаемым результатам не было, каждый из авторских коллективов выбирал некое свое представление о том, что главное. Алгоритмы и формализация – главный «конек» УМК Горячева, и все 4 года в начальной школе сводятся к развитию алгоритмического мышления, формальному описанию процессов», – пояснил специалист.
Самоцелью курса начальной информатики в основном были задания на развитие логического мышления. Действующий ФГОС несколько изменил отношение к информатике в начальной школе. Появились требования к ее освоению, которые сформулированы как в предметной области «Математика и информатика», так и в ряде других предметных областей – требования к информационной грамотности содержатся и в филологии, и в естествознании. «С принятия ФГОС началась работа нашего авторского коллектива, – рассказывает соавтор учебников. – Начались изменения в УМК. Мы проводили очень много времени в начальной школе, организовывали занятия и мероприятия, чтобы в итоге предложить ученикам то, что им действительно нужно и полезно». С принятием новых образовательных стандартов информатика как таковая стала не самоцельным предметом, у нее ярко выражен метапредметный характер.
Дмитрий Игоревич обозначил ключевые моменты курса. Все задания связаны с чем-то понятным детям, что они могут соотнести со своим личным опытом. Авторы постарались по максимуму убрать обилие различных определений – если дети будут понимать, о чем идет речь, они сами сформулируют и запомнят любое определение. Расширилось представление об информатике, сократилась «пропасть» между информатикой как наукой и информатикой как учебной дисциплиной.
Еще один важный вопрос: использовать в УМК задания для компьютера или нет. «Все классические УМК реализуются без компьютера, и здесь у нас были долгие споры, – поделился Д.И. Павлов. – Мы пришли к такому мнению, что голова впереди компьютера: прежде чем отточить навыки, нужно, чтобы дети поняли материал. Все задания, которые выходят на применение компьютера, сначала должны быть детально отработаны. Задача начального курса – дать детям понять, что компьютер – это не чудо и не игрушка, а рабочий инструмент, понять, как его можно использовать для решения учебных задач. Поэтому избегать использования компьютера в начальной школе мы не стали».
Курс разделен на две основные части: информация в мире людей – «навыки коммуникации», информация в компьютерном исполнении – «компьютерная наука». Д.И. Павлов рассказал о содержании УМК, структуре, продемонстрировал задания и материалы.
http://www.oblcit.ru/media/news/10553/