Об учебнике Информатика и ИКТ 5 класс
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Об учебнике Информатика и ИКТ 5 класс

Страницы: 1 2 След.
RSS
Об учебнике Информатика и ИКТ 5 класс
 
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –192 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –

В учебнике присутствует значительное количество (десятки) семантических ошибок, автор путается в терминологии, допускает неточности, использует устаревшие данные, а порой просто не "дружит" с русским языком. Вызывает недоумение такое количество ошибок у кандидата педагогических наук (не рассматривая методические и дидактические достоинства или недостатки учебника, последовательность изложения материала).
Разделы учебника 2, 3, частично 4, а также соответствующие разделы Рабочей тетради, требуют значительной редакторской правки.

Привожу список замеченных "перлов" автора.

Для разминки.
Не могу "порадоваться" за автора и за его "выдающиеся открытия" в энтомологии. С.21, пятый абзац, цитата:
"Удивительным способом приема и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мед, пользуются пчелы. Это язык танца. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает "танцевать" в воздухе перед своими собратьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в "указанное" место за нектаром и пыльцой".
Комментарий: Удивительный способ приема и передачи информации у пчел – танец пчел, или виляющий танец заключается в пробежках пчелы, как правило по поверхности сота внутри улья с определенной частотой и амплитудой (а не в воздухе). Пчела передает информацию другим пчелам (сестрам, а не собратьям – трутням) о количестве и качестве нектара в цветках, о расстоянии и направлении полета до источника нектара (а не о том, где много цветов или где липовая роща и можно собирать мед). Другие пчелы не наблюдают (смотрят) за танцем, так как в улье обычно темно, а получают информацию с помощью осязания (чувствуют колебания брюшка и крыльев танцующей пчелы) и обоняния. Пчелы не собирают мед, а перерабатывают в мед собранный нектар. Собирает нектар "не весь рой", а только рабочие летные пчелы, примерно 40-50 % пчелиной семьи. Рой вообще не собирает нектар – роение процесс естественного размножения пчелиной семьи, в этом деле не до нектара.
Чудовищное количество ошибок в одном абзаце.
С. 22, рисунок, в воздухе летает не пчела, а оса или наездник, а на улье сверху сидит вообще неизвестное науке насекомое.

А теперь собственно об информатике.

В 5 классе школьники начинают изучать предмет "Информатика и ИКТ" однако понятие информатика приводится только в конце учебника, в словаре, а "таинственное" ИКТ в учебнике по ИКТ вообще НЕ УПОМИНАЕТСЯ.


С.53, задание 8. В примерах приведены события и даты, которые не изучаются в 5 классе и до пятого класса, например, дата открытия Колумбом Америки, а также даты и события, которые должны приводиться в учебнике, например, создание первого компьютера, создание первого отечественного компьютера, а, например, дата открытия радиосвязи приводится на странице 120, к вопросу на 53 странице.

С.55, приводится схема, задающая план выполнения действий (блок-схема алгоритма), но не объясняется, почему и для чего на схеме используются разные фигуры.

С.63, первый абзац "Главным в компьютере является системный блок".
Комментарий: Интересно, что является главным у ноутбука? Следует говорить о минимальном наборе компонентов, из которых состоит компьютер, а не что из них главнее.

С.63, С.113, С.114, С.116, С.134, С.141 – устаревшие данные. Так на рисунке С.63 показаны устаревшие: монитор на ЭЛТ и  мышь без колеса прокрутки (скролла), которые уже минимум три года не выпускаются и не продаются (учебник за 2009 год!!!).
С.63, на картинке подпись "микросхемы памяти" указывает на горизонтальные слоты расширения, которые используются для подключения других устройств. На материнских платах последние 8 лет для подключения оперативной памяти применяются исключительно вертикальные слоты расширения.

С. 63, последний абзац и С. 189, словарик: "Существует два вида памяти: оперативная и постоянная…", а на странице 65 появляется еще и долговременная память.

С. 64, 2 абзац – "Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти"…
Комментарии: скорость передачи данных, время полного доступа к оперативной памяти имеют определенную скорость.
И далее "Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется…".
Комментарии: с помощью электрического импульса информация не сохраняется, а передается, а сохраняется она в виде электрического заряда (в оперативной памяти). Вообще, электрические импульсы для 5 класса, очень интересно!!!

С.65, последний абзац: "К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства… принтер, мышь, дисковод компакт-дисков…". Комментарий: указанные устройства, несомненно, являются основными устройствами ввода-вывода компьютера.

С.66, второй абзац: "…школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине. Говорят, что они объединены в локальную компьютерную сеть".
Комментарий: Чем связаны? Веревкой? Подчиняются? Маршируют по команде, что ли? Что за самая главная машина? Большой брат среди компьютеров, что ли? Компьютеры друг другу не подчиняются. Возможно взаимное, одностороннее, удаленное и т.д. управление ресурсами, отдельными процессами, в том числе передачей данных с помощью специальных сетевых программ.

С. 69, последний абзац, С.75: "…клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера", но с.188, словарик: "Клавиатура – важнейшее устройство ввода текстовой информации в память компьютера".

Комментарий: Второе определение ещё занимательней первого. Интересно для ввода какого текста автор использует функциональные и специальные клавиши? Также автор делает поразительное открытие, что данные с клавиатуры вводятся в память. В память (оперативную) информацию вводит исключительно процессор, текст в памяти не хранится, а хранятся исключительно "электрические импульсы" со стр.64, а клавиатура – устройство для ввода информации, в том числе текстовых и цифровых символов, и подачи управляющих сигналов.

С.72, 7 и 8 абзац: "Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает её выполнение".  И "Клавиша Esc … служит для отказа от только что выполненного действия".  
Комментарии: Указанные действия клавиш использовалось в  устаревшей операционной системе MS DOC и сохранилось в очень ограниченном количестве специализированных программ, которые вообще не изучаются в школах. В операционной системе Windows клавиша Enter служит для выполнения команды активного режима или кнопки диалогового окна, а клавиша Esc для отмены текущего задания, а не выполненного действия, в частности для закрытия диалогового окна.

С. 76, четвертый абзац: "… в компьютерных файлах размещаются однотипные, связанные между собой сведения".
Комментарий: в файлах могут содержаться любые типы данных и сведения, в том числе и не связанные между собой. Однотипные, связанные между собой сведения это уже про базы данных.

С.78, третий абзац, С.79, первый абзац: "Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера".
Комментарий: Ярлык Мой компьютер открывает файловый менеджер Проводник, в котором отображается содержимое жестких дисков, устройств со съемными носителями, а также сетевых дисков.
Доступ к различным устройствам обеспечивает Панель управления и Администрирование.

С.79, первый абзац: "В Корзину отправляется "мусор" – все то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера".
Комментарий: учитывая, что автор определяет только два вида памяти С.189, Терминологический словарик и С.63, то в Корзину отправляется "мусор" или из оперативной или из постоянной памяти. Дивное "открытие".

С.79, первый абзац: "…на Рабочем столе обязательно присутствует значок Сетевое окружение".
Комментарий: Размещение любых ярлыков на Рабочем столе совершенно не обязательно.

С.79, второй абзац: "Панель задач – серая полоска в нижней части Рабочего стола. На ней размещаются Часы и индикатор клавиатуры".

Комментарий: Панель задач может размещаться в любой части экрана, а в нижней части она размещается по умолчанию. Также по умолчанию, начиная с Windows XP, то есть примерно с 2000 г, Панель задач синего цвета. На иллюстрации Рабочего стола на С.78 показан именно Windows XP.

На Панели задач размещаются кнопка Пуск, панель быстрого запуска, область уведомлений, кнопки активных приложений и языковая панель с кнопкой языка, а не мифический индикатор клавиатуры.

С.80, первый абзац "Нарисованную на экране кнопку бессмысленно нажимать пальцем, но на нее можно воздействовать с помощью мыши".
Комментарий: действительно наши детки совершенно "бессмысленно" жмут на кнопки мониторов платежных терминалов, своих мобильных телефонов, коммуникаторов…

И так далее и тому подобное, еще где-то около 80 замечаний и ещё штук 20 замечаний по рабочей тетради.
У меня нет цели редактировать этот учебник и рабочую тетрадь, а хочется обратить внимание издательства, автора и читателей, на более тщательную работу со школьными учебниками, в том числе по информатике.

Профессор кафедры информационных технологий и высшей математики,
отец ученика 5 класса.
Мишин И.Н.
 
Уважаемый Мишин И.Н.!
Хотя Ваше письмо трудно назвать беспристрастным и непредвзятым, его внушительный объём свидетельствует о глубокой проработке материала.
При наличии времени я с большим удовольствием обсудила бы все затронутые Вами проблемы, ответила на все Ваши замечания.
Все высказанные Вами  замечания можно разделить на следующие группы:
1) явное передергивание, ловко выхваченные из текста отдельные слова и фразы (без комментариев);
2) обвинение в отсутствии научности (возможно, в некоторых случаях материал изложен излишне упрощённо - будем работать над тем, чтобы исправить эту ситуацию);
3) наличие устаревшей информации (мы сознательно не ориентировались на ежедневно появляющиеся технические новшества, а брали за основу оборудование, имеющееся в большинстве российских школ - будем думать, как разрешить это противоречие);
4) верно подмеченные неточности и опечатки, ускользнувшие из поля зрения специалистов издательства.
И отдельно про пчёл: этот пример является достаточно близким пересказом текста одной из авторитетных детских энциклопедий. Но и текст, и рисунок будут переданы специалистам для более тщательного рассмотрения и внесения изменений.
Искренне благодарна за все высказанные Вами замечания. Они будут самым тщательным образом рассмотрены специалистами издательства и послужат основой для доработки учебника.
Л.Л.Босова
Изменено: Людмила Босова - 20.07.2010 11:52:52
 
Уважаемая Людмила Леонидовна, благодарю Вас за то, что Вы ответили на мое письмо и обратили внимания на мои замечания к Вашему учебнику.
 Мое письмо, несомненно, пристрастно, так как мне не безразлично, что изучает мой сын в школе, особенно по информатике.
 Несмотря на общее положительное заключение на учебник экспертной комиссии РАН, с моей точки зрения, любой учебник для средней школы требует рецензирования и апробации для выявления "блох", которые не замечает автор и редакторы в издательстве. Именно на таких "блох", я и обращаю внимание в своем письме, порою в ироничном, но думаю в доброжелательном тоне. Хороший пример рецензирования учебник Биологии для 6 класса Сонина – два профессора и три доцента МГУ. Что касается апробации, очевидно, что Ваш учебник востребован в школах, а в частности Ваш форум позволяет обменяться информацией и опытом работы с учебником. Однако судя по тому, в какой последовательности изучают информатику по Вашему учебнику в нашей школе, УМК еще требует совершенствования.
 Очевидно, что информатика относится к естественнонаучным дисциплинам, и требует определенного научного содержания. Несмотря на то, что отдельные термины информатики имеют несколько определений (например, информация) в учебнике следует придерживаться точных определений терминов и понятий. Опять приведу пример учебника по биологии Сонина, автор не боится научности и относительной сложности материала учебника для шестого класса.
 Информатика как наука и ИКТ активно развиваются в настоящее время. Соответственно учебник должен успевать за развитием и науки и технологий. Ежегодные переиздания учебника позволяет это сделать, и следует ориентироваться не на то, какое оборудование ЕСТЬ в школах, а на то, что там ДОЛЖНО БЫТЬ. Появился I-Pad, пишите про I-Pad, появились многоядерные процессоры, 3D мониторы, модемы 3G, высокоскоростной интернет обязательно пишите о них в учебнике. А то на улице и дома дети про это говорят, мечтают это иметь, а учебник ещё живет "прошлым веком".

 И отдельно про медоносных пчел. В качестве источников следует использовать не "авторитетные" детские энциклопедии, а авторитетные научные издания. Что касается специалистов по медоносным пчелам (к которым я могу отнести и себя), рекомендую Вам обратится к профессору Маннапову Альфиру Габдулловичу, доктору биологических наук, заведующему кафедрой пчеловодства Тимирязевки (РГАУ-МСХА), тел. 976-33-67.

С уважением Мишин И.Н.
 
Спасибо за рекомендации и конструктивные предложения.
С уважением, Л.Босова
 
Как человек, трепетно относящийся к научности изложения и при этом работающий в разных классах и оздоровительном лагере, имеющий опыт ответов на бесчисленные детские вопросы, не мог не вмешаться в это обсуждение =)))))))

Всего лишь случай из практики одной коллеги:
Разучивала она на своих уроках музыки шуточную детскую песню "Турнир эрудитов". Вот её слова:
Цитата
1.
Что за крики, что за шум?
Это мы взялись за ум.
Надрывается эфир,–
Всех скликаем на турнир.

Кто сидит, задравши нос,
Зададим ему вопрос.
На такой не даст ответ
Сам великий Архимед.

Как пульсирует пульсар?
      Когда открыт был мю-мезон?
      В чем сила антивещества?
      И кто такой был Резерфорд?
      Как укрощают термояд?
      И что такое квант?

2.
Генка – главный эрудит.
На турнире победит.
На турнире победит
Генка – главный эрудит.

Он по прозвищу Сократ,
Выручает наш отряд.
Выручает наш отряд
Генка – главный наш Сократ.

     ( Он-то знает )
     Как пульсирует пульсар…..

3.
Мы с приятелем вдвоем
Строим синхрофазотрон,
Строим синхрофазотрон
Мы с приятелем вдвоем.

Здесь в расчёте всех систем
Мы поспорим с ЭВМ,
Мы поспорим с ЭВМ
В разработке всех систем.
А это что? И для чего?
Ещё о чём?  Зачем ещё?
А что? Про что? А что прошло?
О  чём?  Зачем?  При чём?  А что?

Необычный наш турнир
Удивит научный мир,
Удивит научный мир
Наш невиданный турнир.

Эрудитов ждёт успех.
Встретит радостно физтех
Всех!

Так вот, после разучивания песни она предложила детям узнать дома у родителей, а о чём, собственно, речь.
На следующий урок один мальчик приносит доклад, оформленный по всем правилам курсовых и дипломных работ, со ссылками на литературу. И пытается рассказать то, что там написано. Мальчик не глупый, но вот возраст - лишь 5-й класс.
В общем, никто ничего не понял.

Оказалось, что доклад мальчику помог сделать дедушка.

А дедушка - доктор физико-математических наук!
 
Здравствуйте, Александр!
У вас, судя по письму, блестящее чувство юмора. Спасибо за такую тонкую поддержку.
На самом деле, очень трудно следовать принципу доступности без малейшего ущерба для научности. Но к этому надо стремиться. Поэтому и я как автор, и редакторы БИНОМа, и внешние эксперты будем стараться, чтобы учебная литература была качественной. И мы искренне благодарны всем, кто обнаруживает ошибки, оплошности, опечатки и сообщает нам об этом.
 
Здравствуйте! Как будет решаться проблема УМК для 5-6 классов, если мы перейдем на свободное программное обеспечение.
 
Цитата
Надежда Рачеева пишет:
Здравствуйте! Как будет решаться проблема УМК для 5-6 классов, если мы перейдем на свободное программное обеспечение.
У нас готов практикум, адаптированный под Linux. Можете познакомиться с ним в авторской мастерской.
 
Здравствуте. Я понимаю, что ситуация не очень исправиться после того, что я напишу - скорее крик души. Хоть стреляйте - не успевают дети за 30 минут выполнить объём работы, предложенный на страницах учебника. Приходиться либо пропускать часть практических работ, что как Вы понимаете не улучшает качество усвояемости учебного материала, либо бежать к завучу и просить ещё дополнительные уроки, либо к детям: "Ребята, а давайте сегодня после уроков посидим часок?" Конечно, можно и бросить изучение темы на том, где закончили, но себя-то ведь не обманешь...
 
Цитата
Валерий Трошин пишет:
Здравствуте. Я понимаю, что ситуация не очень исправиться после того, что я напишу - скорее крик души. Хоть стреляйте - не успевают дети за 30 минут выполнить объём работы, предложенный на страницах учебника. Приходиться либо пропускать часть практических работ, что как Вы понимаете не улучшает качество усвояемости учебного материала, либо бежать к завучу и просить ещё дополнительные уроки, либо к детям: "Ребята, а давайте сегодня после уроков посидим часок?" Конечно, можно и бросить изучение темы на том, где закончили, но себя-то ведь не обманешь...
Уважаемый Валерий!
В учебник и практикум для 5-7 классов сознательно заложен избыточный материал. Это сделано для того, чтобы по нему могли заниматься:
1)ученики, имеющие разный уровень подготовки;
2) школы, выделяющие 1 или 2 часа в неделю на изучение информатики.
К тому же, я совершенно точно знаю, что есть классы, которым предложенного материала не хватает.
Курс для 5-7 класса  - пропедевтический, т.е. вводный, ознакомительный.Нет жестко зафиксированных результатов обучения, на которые мы должны вывести всех выпускников 7 класса.
Каждый учитель, начинающий работать по УМК, должен (с учетом уровня подготовленности своих учеников и особенностей организации учебного процесса в школе) на основе имеющейся примерной программы составить свою рабочую программу; отобрать именно то, что по силам большинству учащихся конкретного класса, наметить материал для более сильных учеников и т.д.
Можно и нужно рекомендовать ученикам выполнять ряд заданий самостоятельно - навыки самостоятелбной работы являются одним из важнейших требований к результатам современного образования.
Поэтому не нужно "бросать изучение темы на том, где закончили". Надо изначально продумать и отобрать нужный материал и глубину его изучения.
С уважением, Л.Босова
Изменено: Людмила Босова - 19.12.2010 11:09:34
Страницы: 1 2 След.
Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44