Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –192 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –
В учебнике присутствует значительное количество (десятки) семантических ошибок, автор путается в терминологии, допускает неточности, использует устаревшие данные, а порой просто не "дружит" с русским языком. Вызывает недоумение такое количество ошибок у кандидата педагогических наук (не рассматривая методические и дидактические достоинства или недостатки учебника, последовательность изложения материала).
Разделы учебника 2, 3, частично 4, а также соответствующие разделы Рабочей тетради, требуют значительной редакторской правки.
Привожу список замеченных "перлов" автора.
Для разминки.
Не могу "порадоваться" за автора и за его "выдающиеся открытия" в энтомологии. С.21, пятый абзац, цитата:
"Удивительным способом приема и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мед, пользуются пчелы. Это язык танца. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает "танцевать" в воздухе перед своими собратьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в "указанное" место за нектаром и пыльцой".
Комментарий: Удивительный способ приема и передачи информации у пчел – танец пчел, или виляющий танец заключается в пробежках пчелы, как правило по поверхности сота внутри улья с определенной частотой и амплитудой (а не в воздухе). Пчела передает информацию другим пчелам (сестрам, а не собратьям – трутням) о количестве и качестве нектара в цветках, о расстоянии и направлении полета до источника нектара (а не о том, где много цветов или где липовая роща и можно собирать мед). Другие пчелы не наблюдают (смотрят) за танцем, так как в улье обычно темно, а получают информацию с помощью осязания (чувствуют колебания брюшка и крыльев танцующей пчелы) и обоняния. Пчелы не собирают мед, а перерабатывают в мед собранный нектар. Собирает нектар "не весь рой", а только рабочие летные пчелы, примерно 40-50 % пчелиной семьи. Рой вообще не собирает нектар – роение процесс естественного размножения пчелиной семьи, в этом деле не до нектара.
Чудовищное количество ошибок в одном абзаце.
С. 22, рисунок, в воздухе летает не пчела, а оса или наездник, а на улье сверху сидит вообще неизвестное науке насекомое.
А теперь собственно об информатике.
В 5 классе школьники начинают изучать предмет "Информатика и ИКТ" однако понятие информатика приводится только в конце учебника, в словаре, а "таинственное" ИКТ в учебнике по ИКТ вообще НЕ УПОМИНАЕТСЯ.
С.53, задание 8. В примерах приведены события и даты, которые не изучаются в 5 классе и до пятого класса, например, дата открытия Колумбом Америки, а также даты и события, которые должны приводиться в учебнике, например, создание первого компьютера, создание первого отечественного компьютера, а, например, дата открытия радиосвязи приводится на странице 120, к вопросу на 53 странице.
С.55, приводится схема, задающая план выполнения действий (блок-схема алгоритма), но не объясняется, почему и для чего на схеме используются разные фигуры.
С.63, первый абзац "Главным в компьютере является системный блок".
Комментарий: Интересно, что является главным у ноутбука? Следует говорить о минимальном наборе компонентов, из которых состоит компьютер, а не что из них главнее.
С.63, С.113, С.114, С.116, С.134, С.141 – устаревшие данные. Так на рисунке С.63 показаны устаревшие: монитор на ЭЛТ и мышь без колеса прокрутки (скролла), которые уже минимум три года не выпускаются и не продаются (учебник за 2009 год!!!).
С.63, на картинке подпись "микросхемы памяти" указывает на горизонтальные слоты расширения, которые используются для подключения других устройств. На материнских платах последние 8 лет для подключения оперативной памяти применяются исключительно вертикальные слоты расширения.
С. 63, последний абзац и С. 189, словарик: "Существует два вида памяти: оперативная и постоянная…", а на странице 65 появляется еще и долговременная память.
С. 64, 2 абзац – "Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти"…
Комментарии: скорость передачи данных, время полного доступа к оперативной памяти имеют определенную скорость.
И далее "Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется…".
Комментарии: с помощью электрического импульса информация не сохраняется, а передается, а сохраняется она в виде электрического заряда (в оперативной памяти). Вообще, электрические импульсы для 5 класса, очень интересно!!!
С.65, последний абзац: "К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства… принтер, мышь, дисковод компакт-дисков…". Комментарий: указанные устройства, несомненно, являются основными устройствами ввода-вывода компьютера.
С.66, второй абзац: "…школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине. Говорят, что они объединены в локальную компьютерную сеть".
Комментарий: Чем связаны? Веревкой? Подчиняются? Маршируют по команде, что ли? Что за самая главная машина? Большой брат среди компьютеров, что ли? Компьютеры друг другу не подчиняются. Возможно взаимное, одностороннее, удаленное и т.д. управление ресурсами, отдельными процессами, в том числе передачей данных с помощью специальных сетевых программ.
С. 69, последний абзац, С.75: "…клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера", но с.188, словарик: "Клавиатура – важнейшее устройство ввода текстовой информации в память компьютера".
Комментарий: Второе определение ещё занимательней первого. Интересно для ввода какого текста автор использует функциональные и специальные клавиши? Также автор делает поразительное открытие, что данные с клавиатуры вводятся в память. В память (оперативную) информацию вводит исключительно процессор, текст в памяти не хранится, а хранятся исключительно "электрические импульсы" со стр.64, а клавиатура – устройство для ввода информации, в том числе текстовых и цифровых символов, и подачи управляющих сигналов.
С.72, 7 и 8 абзац: "Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает её выполнение". И "Клавиша Esc … служит для отказа от только что выполненного действия".
Комментарии: Указанные действия клавиш использовалось в устаревшей операционной системе MS DOC и сохранилось в очень ограниченном количестве специализированных программ, которые вообще не изучаются в школах. В операционной системе Windows клавиша Enter служит для выполнения команды активного режима или кнопки диалогового окна, а клавиша Esc для отмены текущего задания, а не выполненного действия, в частности для закрытия диалогового окна.
С. 76, четвертый абзац: "… в компьютерных файлах размещаются однотипные, связанные между собой сведения".
Комментарий: в файлах могут содержаться любые типы данных и сведения, в том числе и не связанные между собой. Однотипные, связанные между собой сведения это уже про базы данных.
С.78, третий абзац, С.79, первый абзац: "Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера".
Комментарий: Ярлык Мой компьютер открывает файловый менеджер Проводник, в котором отображается содержимое жестких дисков, устройств со съемными носителями, а также сетевых дисков.
Доступ к различным устройствам обеспечивает Панель управления и Администрирование.
С.79, первый абзац: "В Корзину отправляется "мусор" – все то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера".
Комментарий: учитывая, что автор определяет только два вида памяти С.189, Терминологический словарик и С.63, то в Корзину отправляется "мусор" или из оперативной или из постоянной памяти. Дивное "открытие".
С.79, первый абзац: "…на Рабочем столе обязательно присутствует значок Сетевое окружение".
Комментарий: Размещение любых ярлыков на Рабочем столе совершенно не обязательно.
С.79, второй абзац: "Панель задач – серая полоска в нижней части Рабочего стола. На ней размещаются Часы и индикатор клавиатуры".
Комментарий: Панель задач может размещаться в любой части экрана, а в нижней части она размещается по умолчанию. Также по умолчанию, начиная с Windows XP, то есть примерно с 2000 г, Панель задач синего цвета. На иллюстрации Рабочего стола на С.78 показан именно Windows XP.
На Панели задач размещаются кнопка Пуск, панель быстрого запуска, область уведомлений, кнопки активных приложений и языковая панель с кнопкой языка, а не мифический индикатор клавиатуры.
С.80, первый абзац "Нарисованную на экране кнопку бессмысленно нажимать пальцем, но на нее можно воздействовать с помощью мыши".
Комментарий: действительно наши детки совершенно "бессмысленно" жмут на кнопки мониторов платежных терминалов, своих мобильных телефонов, коммуникаторов…
И так далее и тому подобное, еще где-то около 80 замечаний и ещё штук 20 замечаний по рабочей тетради.
У меня нет цели редактировать этот учебник и рабочую тетрадь, а хочется обратить внимание издательства, автора и читателей, на более тщательную работу со школьными учебниками, в том числе по информатике.
Профессор кафедры информационных технологий и высшей математики,
отец ученика 5 класса.
Мишин И.Н.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –
В учебнике присутствует значительное количество (десятки) семантических ошибок, автор путается в терминологии, допускает неточности, использует устаревшие данные, а порой просто не "дружит" с русским языком. Вызывает недоумение такое количество ошибок у кандидата педагогических наук (не рассматривая методические и дидактические достоинства или недостатки учебника, последовательность изложения материала).
Разделы учебника 2, 3, частично 4, а также соответствующие разделы Рабочей тетради, требуют значительной редакторской правки.
Привожу список замеченных "перлов" автора.
Для разминки.
Не могу "порадоваться" за автора и за его "выдающиеся открытия" в энтомологии. С.21, пятый абзац, цитата:
"Удивительным способом приема и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мед, пользуются пчелы. Это язык танца. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает "танцевать" в воздухе перед своими собратьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в "указанное" место за нектаром и пыльцой".
Комментарий: Удивительный способ приема и передачи информации у пчел – танец пчел, или виляющий танец заключается в пробежках пчелы, как правило по поверхности сота внутри улья с определенной частотой и амплитудой (а не в воздухе). Пчела передает информацию другим пчелам (сестрам, а не собратьям – трутням) о количестве и качестве нектара в цветках, о расстоянии и направлении полета до источника нектара (а не о том, где много цветов или где липовая роща и можно собирать мед). Другие пчелы не наблюдают (смотрят) за танцем, так как в улье обычно темно, а получают информацию с помощью осязания (чувствуют колебания брюшка и крыльев танцующей пчелы) и обоняния. Пчелы не собирают мед, а перерабатывают в мед собранный нектар. Собирает нектар "не весь рой", а только рабочие летные пчелы, примерно 40-50 % пчелиной семьи. Рой вообще не собирает нектар – роение процесс естественного размножения пчелиной семьи, в этом деле не до нектара.
Чудовищное количество ошибок в одном абзаце.
С. 22, рисунок, в воздухе летает не пчела, а оса или наездник, а на улье сверху сидит вообще неизвестное науке насекомое.
А теперь собственно об информатике.
В 5 классе школьники начинают изучать предмет "Информатика и ИКТ" однако понятие информатика приводится только в конце учебника, в словаре, а "таинственное" ИКТ в учебнике по ИКТ вообще НЕ УПОМИНАЕТСЯ.
С.53, задание 8. В примерах приведены события и даты, которые не изучаются в 5 классе и до пятого класса, например, дата открытия Колумбом Америки, а также даты и события, которые должны приводиться в учебнике, например, создание первого компьютера, создание первого отечественного компьютера, а, например, дата открытия радиосвязи приводится на странице 120, к вопросу на 53 странице.
С.55, приводится схема, задающая план выполнения действий (блок-схема алгоритма), но не объясняется, почему и для чего на схеме используются разные фигуры.
С.63, первый абзац "Главным в компьютере является системный блок".
Комментарий: Интересно, что является главным у ноутбука? Следует говорить о минимальном наборе компонентов, из которых состоит компьютер, а не что из них главнее.
С.63, С.113, С.114, С.116, С.134, С.141 – устаревшие данные. Так на рисунке С.63 показаны устаревшие: монитор на ЭЛТ и мышь без колеса прокрутки (скролла), которые уже минимум три года не выпускаются и не продаются (учебник за 2009 год!!!).
С.63, на картинке подпись "микросхемы памяти" указывает на горизонтальные слоты расширения, которые используются для подключения других устройств. На материнских платах последние 8 лет для подключения оперативной памяти применяются исключительно вертикальные слоты расширения.
С. 63, последний абзац и С. 189, словарик: "Существует два вида памяти: оперативная и постоянная…", а на странице 65 появляется еще и долговременная память.
С. 64, 2 абзац – "Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти"…
Комментарии: скорость передачи данных, время полного доступа к оперативной памяти имеют определенную скорость.
И далее "Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется…".
Комментарии: с помощью электрического импульса информация не сохраняется, а передается, а сохраняется она в виде электрического заряда (в оперативной памяти). Вообще, электрические импульсы для 5 класса, очень интересно!!!
С.65, последний абзац: "К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства… принтер, мышь, дисковод компакт-дисков…". Комментарий: указанные устройства, несомненно, являются основными устройствами ввода-вывода компьютера.
С.66, второй абзац: "…школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине. Говорят, что они объединены в локальную компьютерную сеть".
Комментарий: Чем связаны? Веревкой? Подчиняются? Маршируют по команде, что ли? Что за самая главная машина? Большой брат среди компьютеров, что ли? Компьютеры друг другу не подчиняются. Возможно взаимное, одностороннее, удаленное и т.д. управление ресурсами, отдельными процессами, в том числе передачей данных с помощью специальных сетевых программ.
С. 69, последний абзац, С.75: "…клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера", но с.188, словарик: "Клавиатура – важнейшее устройство ввода текстовой информации в память компьютера".
Комментарий: Второе определение ещё занимательней первого. Интересно для ввода какого текста автор использует функциональные и специальные клавиши? Также автор делает поразительное открытие, что данные с клавиатуры вводятся в память. В память (оперативную) информацию вводит исключительно процессор, текст в памяти не хранится, а хранятся исключительно "электрические импульсы" со стр.64, а клавиатура – устройство для ввода информации, в том числе текстовых и цифровых символов, и подачи управляющих сигналов.
С.72, 7 и 8 абзац: "Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает её выполнение". И "Клавиша Esc … служит для отказа от только что выполненного действия".
Комментарии: Указанные действия клавиш использовалось в устаревшей операционной системе MS DOC и сохранилось в очень ограниченном количестве специализированных программ, которые вообще не изучаются в школах. В операционной системе Windows клавиша Enter служит для выполнения команды активного режима или кнопки диалогового окна, а клавиша Esc для отмены текущего задания, а не выполненного действия, в частности для закрытия диалогового окна.
С. 76, четвертый абзац: "… в компьютерных файлах размещаются однотипные, связанные между собой сведения".
Комментарий: в файлах могут содержаться любые типы данных и сведения, в том числе и не связанные между собой. Однотипные, связанные между собой сведения это уже про базы данных.
С.78, третий абзац, С.79, первый абзац: "Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера".
Комментарий: Ярлык Мой компьютер открывает файловый менеджер Проводник, в котором отображается содержимое жестких дисков, устройств со съемными носителями, а также сетевых дисков.
Доступ к различным устройствам обеспечивает Панель управления и Администрирование.
С.79, первый абзац: "В Корзину отправляется "мусор" – все то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера".
Комментарий: учитывая, что автор определяет только два вида памяти С.189, Терминологический словарик и С.63, то в Корзину отправляется "мусор" или из оперативной или из постоянной памяти. Дивное "открытие".
С.79, первый абзац: "…на Рабочем столе обязательно присутствует значок Сетевое окружение".
Комментарий: Размещение любых ярлыков на Рабочем столе совершенно не обязательно.
С.79, второй абзац: "Панель задач – серая полоска в нижней части Рабочего стола. На ней размещаются Часы и индикатор клавиатуры".
Комментарий: Панель задач может размещаться в любой части экрана, а в нижней части она размещается по умолчанию. Также по умолчанию, начиная с Windows XP, то есть примерно с 2000 г, Панель задач синего цвета. На иллюстрации Рабочего стола на С.78 показан именно Windows XP.
На Панели задач размещаются кнопка Пуск, панель быстрого запуска, область уведомлений, кнопки активных приложений и языковая панель с кнопкой языка, а не мифический индикатор клавиатуры.
С.80, первый абзац "Нарисованную на экране кнопку бессмысленно нажимать пальцем, но на нее можно воздействовать с помощью мыши".
Комментарий: действительно наши детки совершенно "бессмысленно" жмут на кнопки мониторов платежных терминалов, своих мобильных телефонов, коммуникаторов…
И так далее и тому подобное, еще где-то около 80 замечаний и ещё штук 20 замечаний по рабочей тетради.
У меня нет цели редактировать этот учебник и рабочую тетрадь, а хочется обратить внимание издательства, автора и читателей, на более тщательную работу со школьными учебниками, в том числе по информатике.
Профессор кафедры информационных технологий и высшей математики,
отец ученика 5 класса.
Мишин И.Н.