В ходе вебинара слушатели разобрались в том, как на практике реализовать принципы системно-деятельностного подхода при организации уроков по программированию.
Особый акцент был сделан на структуру изучения каждой темы по программированию, содержащие:
- компонент мотивирования деятельности,
- компонент освоения инструментария программирования,
- компонент деятельности по моделированию.
[spoiler]
Задачей Компонента «Мотивирование деятельности» является формирование мотивационной основы изучения программирования. Особая роль отводится пед. мастерству учителя, владеющему объяснительно-иллюстративным методом обучения. Который на основе примеров окружающей действительности сумеет выделить информационные процессы, характеризующихся общими признаками по типу действий и обосновать возможность их исследования в среде программирования.
Целью компонента "Освоение инструментария программирования" является формирование знаний, умений и навыков программирования. На этом этапе целесообразно основным методическим походом, который обеспечит эффективность обучения - репродуктивный метод обучения. Репродуктивное обучение направлено на передачу готового опыта. Этот метод обучения обеспечивает быстрое освоение знаний в условиях низкого уровня подготовленности учащихся и низкого уровня мотивации обучения. Учебные материалы обеспечивают следующие уровни освоения: узнавание, воспроизведение, применение. Средством обучения является комплекс заданий, характеризующихся вариативностью языков программирования (используются инвариантные части языков программирования BASIC, Pascal), вариативностью сложности заданий (для учащихся с различным уровнем мотивации и подготовленности), вариативности способов описания, вариативности способов решения.
Задачами компонента "Деятельность по моделированию являются": формирование учебно-познавательного мотива, формирование навыка программирования, формирование универсальных учебных действий, развитие системного мышления. Метод обучения – продуктивный, основанный на с.д.п., который реализуется в процессе деятельности по моделированию. Средством обучения компонента являются задачи по моделированию. Задачи, которые необходимы, должны представлять собой задания, содержащие основания для исследования в описании ситуации. Наиболее точно этим требованиям отвечают ситуационные задачи как методический прием, включающий совокупность условий, содержащих основание для исследования в описании конкретной ситуации.
Этапы моделирования позволяют структурировать деятельность по моделированию в среде программирования:
- I этап «Постановка задачи»,
- II этап «Разработка модели»,
- III этап «Компьютерный эксперимент»,
- IV этап «Анализ результатов моделирования».
Методика моделирования средствами языка программирования предлагает изучать программирование как инструмент познания мира посредством моделирования. Внутренние познавательные мотивы учащихся будут формироваться в процессе деятельности. Предлагаемая деятельность по моделированию обеспечивает освоение специфических предметных результатов освоения деятельности по программированию, освоение универсальных учебных действий, реализует все этапы формирования умственных действий.
Ссылки по теме:
- Запись вебинара: "Моделирование в средах программирования"