Стихи о нас
Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.
Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…
Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО
|
Классификация профессий
|
Классификация профессий, пирамида Климова
Все возможные варианты профессий, согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:
- c техникой - «Человек – Техника»
- c природой - «Человек – Природа»
- со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»
- с художественным образом - «Человек – Художественный образ»
- c людьми - «Человек – Человек»
|
Технономические профессии («Человек – Техника»)
|
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик и пр.);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея и пр.);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер и пр.).
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности:
|
- исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
|
- технический склад ума;
- пространственное воображение;
- склонность к практическому труду;
- эмоциональная устойчивость.
|
|
Биономические профессии («Человек – Природа»)
|
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог и пр.);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник и пр.);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар и пр.).
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности:
|
- ухаживать и наблюдать за животными;
- разводить растения или животных;
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбуи пр.);
- бороться с болезнями, вредителями;
- выращивать овощи и фрукты;
- ориентироваться в природных явлениях;
- наблюдать, изучать различные природные явлениями.
|
- наблюдательность;
- склонность к систематизации;
- устойчивость внимания;
- потребность в двигательной активности.
|
|
Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)
|
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка и пр.);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир и пр.);
- с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф и пр.);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист и пр.).
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности:
|
- обрабатывать тексты и таблицы;
- производить расчеты и вычисления;
- перерабатывать информацию;
- работать с чертежами, картами и схемами;
- принимать и передавать сигналы и сообщения;
- хорошо считать в уме;
- оперировать знаками и символами;
- искать и исправлять ошибки.
|
- способность к математике;
- развитое абстрактное мышление;
- высокая устойчивость внимания;
- склонность к общению;
- аккуратность и усидчивость.
|
|
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)
|
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитори пр.);
- с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актери пр.).
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности:
|
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино и пр.);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
|
- яркое воображение;
- образное мышление;
- склонность к творчеству;
- гибкость чувств;
- специальные способности;
- развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
|
|
Социономические профессии («Человек —Человек»)
|
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестраи пр.);
- с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учительи пр.),
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официанти пр.),
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектори пр.)
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности:
|
- обслуживание людей;
- занятие лечением;
- обучение;
- воспитание;
- защита прав и безопасности;
- управление людьми;
- легкость знакомства и общения с новыми людьми;
- умение внимательно выслушивать людей;
- умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
|
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- быстрая переключаемость внимания;
- эмпатия;
- наблюдательность;
- организаторские способности.
|
|
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова
|
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовое задание:
1а. Ухаживать за животными
|
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
|
2а. Помогать больным
|
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
|
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
|
3б. Следить за состоянием, развитием растений
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
|
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
|
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
|
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
|
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
|
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
|
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
|
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
|
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
|
10а. Лечить животных
|
10б. Выполнять вычисления, расчеты
|
11а. Выводить новые сорта растений
|
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
|
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
|
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
|
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
|
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
|
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
|
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
|
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
|
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
|
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
|
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
|
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
|
Ключ к тесту:
Типы профессий
|
Номера вопросов
|
Человек-природа
|
1а
|
3б
|
6а
|
10а
|
11а
|
13б
|
16а
|
20а
|
Человек-техника
|
1б
|
4а
|
7б
|
9а
|
11б
|
14а
|
17б
|
19а
|
Человек-человек
|
2а
|
4б
|
6б
|
8а
|
12а
|
14б
|
16б
|
18а
|
Человек-знаковая система
|
2б
|
5а
|
9б
|
10б
|
12б
|
15а
|
19б
|
20б
|
Человек-художественный образ
|
3а
|
5б
|
7а
|
8б
|
13а
|
15б
|
17а
|
18б
|
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста:
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.
|
|
|
|