Пояснительная записка к учебнику Биология для 9 класса основной общеобразовательной школы
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Пояснительная записка к учебнику Биология для 9 класса основной общеобразовательной школы

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 9 класса входит в состав учебно-методического комплекcа (УМК) по биологии для учеников 6–9 классов общеобразовательной школы.

В его концепции заложены научность, гуманизм, историзм, связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.

В состав УМК входят:

  1. Учебники биологии (6–9классы).
  2. Рабочие тетради (6–7 классы).
  3. Лабораторные журналы для учащихся (8–9 классы).
  4. Учебная программа и поурочное планирование для 6–9 классов.
  5. Методические рекомендации для учителя по годам обучения с электронными приложениями на компакт-диске, включающими дополнительные информационные, практические и контрольные материалы.
  6. Учебное пособие для подготовки учащихся к ГИА (авторы: Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова).

Данный УМК ориентируется на Базисный учебный план (федеральный компонент) общеобразовательной школы 2004 г., Образовательный стандарт основного общего образования по биологии, Примерную программу основного общего образования по биологии.

Следует отметить, что все основные принципы, составляющие учебный, учебно-практический, учебно-методический сегменты представляемого УМК, полностью согласуются с концепцией Образовательного стандарта и Примерной программы.

В пояснительной записке к Примерной программе по биологии для основной школы отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Принцип соответствия примерной программе строго выдержан в содержании как учебника 9 класса, так и всего УМК.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Биология» изучается в 9 классе в объеме 70 учебных часов. Учебник «Биология» для 9 класса содержит 46 параграфов. Такой объем учебника позволит учителю проведение комбинированных уроков, лабораторно-практических уроков, организацию и проверку выполнения самостоятельных, домашних и творческих работ учащимися.

В 6 классе учащиеся получили общие представления о строении и жизнедеятельности растительных клеток, возникновении в ходе эволюции разнородности в их строении и выполняемой функции, приведшей к образованию тканей, изучили системы органов и их взаимное функционирование, обеспечивающее рост, развитие и размножение растений.

После знакомства с анатомией, морфологией и особенностями функционирования растительных организмов в 7 классе учащиеся изучили системы Царства Растений, особенности строения и жизнедеятельности растений начиная с отделов и заканчивая классами и основными семействами, познакомились с основными этапами развития растительного мира в процессе эволюции.

В процессе изучения зоологии учащиеся познакомились с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся сложились представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной си­стемой; что животные связаны с окружающей средой.

При изучении курса биологии «Человек и его здоровье» в 8 классе у учащихся сформировалось представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности.

Учащиеся познакомились с правилами оказания первой помощи при травмах, кровотечениях, отравлениях, удушье, ожогах; с аспектами и принципами здорового образа жизни.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными источниками информации;
  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  • использование приобретенных знаний и умений учащимися в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний;
  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

В основу курса биологии для 9 класса положены следующие идеи:

  • биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни, особенностей разных сред жизни;
  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;
  • обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Содержание курса биологии для 9 класса (70 часов)

Признаки живых организмов

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки ― основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток ― одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии ― признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость ― свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика ― наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость ― основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов.

Клетки растений, животных, грибов и бактерий.

Хромосомы.

Деление клетки.

Половое и бесполое размножение.

Половые клетки.

Оплодотворение.

Изменчивость у организмов.

Порода, сорт.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Признаки вида.

Экосистема.

Лабораторные и практические работы

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Наблюдение фаз митоза на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Экология ― наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда ― источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция ― элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера ― глобальная экосистема. В.И. Вернадский ― основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации:

Экологические факторы.

Структура экосистемы.

Пищевые цепи и сети.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистема.

Границы биосферы.

Лабораторные и практические работы

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов и задач, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.

В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:

  • основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
  • дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;
  • пояснительные тексты в виде сносок, схем, рубрик;
  • элементы аппарата организации усвоения ― вопросы в тексте, вопросы и биологические задачи в концепараграфа;
  • иллюстративные материалы ― схемы, рисунки, фотографии;
  • элементы аппарата ориентировки ― выделение в тексте основных понятий, терминов, условных обозначений, рубрикация, использование шрифта разного размера, выделений в тексте.

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 9 класса является инвариантной составляющей УМК.

УМК включает также и лабораторный журнал, который поможет учащимся 9 класса усвоить материал учебника:

  • во-первых, лабораторный журнал расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников;
  • во-вторых, система заданий разнообразна, задания предусматривают работу с рисунками, схемами, текстом учебника, тесты, биологические задачи, проблемные вопросы. Система подобранных заданий помогает учащимся осмыслить и систематизировать полученные знания;
  • в-третьих, тестовые задания в конце каждой темы служат для закрепления и контроля знаний учащихся;
  • в-четвертых, для самостоятельной познавательной деятельности учащихся предлагаются задачи и вопросы повышенной сложности;
  • в-пятых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.

В методическом пособии для учителя «Уроки биологии в 9 классе» приведена образовательная программа по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование (на 70 часов). В методических рекомендациях к урокам обозначены оборудование, ключевые слова и понятия, основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, алгоритмы проведения лабораторных работ, домашнее задание и контроль знаний. В пособие включены методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, которые учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы. Также в пособии приводится детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся.

За последние пять лет значительно изменилось технологическое обеспечение образовательного процесса. В связи с этим можно говорить о цифровых зонах развития школы: цифровая поддержка школьной библиотеки, ЦОР в учебном процессе, информатизация внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяет электронное приложение на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии». Оно включает в себя коллекцию изображений, коллекцию видеозаписей, определитель растений, интерактивные тесты, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и логические игры, а также варианты планирования, заготовки контрольных работ и тестов (для печати).

В отдельной главе методического пособия «Уроки биологии в 9 классе» будут приведены ссылки на рекомендуемые авторами и методистами цифровые образовательные ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). В современных условиях еще одним важным компонентом любого УМК становится его сетевая составляющая, где учителя могут систематически получать консультации автора, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии цифровых образовательных ресурсов, различные методические материалы и т.п.

Для представляемого учебника такая сетевая поддержка организована на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru в форме авторской мастерской.

Учебно-методический комплект ― это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы. УМК полностью соответствует Государственному стандарту основного общего образования по биологии и Примерной программе.

Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к освоению курса биологии в 9 классе, а также формированию когнитивных компетенций ― готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию.

Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44