Стихи о нас
Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.
Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…
Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО
|
Пояснительная записка к учебнику Биология для 7 класса основной общеобразовательной школыУчебник «БИОЛОГИЯ» для 7 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для учеников 6 – 9 классов общеобразовательной школы.
В его концепции заложены научность, историзм (показ роли личности ученого), связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.
В состав УМК для каждого класса входят:
- Учебник биологии.
- Рабочая тетрадь для учащихся.
- Методическое пособие для учителя.
- Набор электронных приложений на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии».
- Книга для дополнительного чтения по биологии.
Перечисленные издания находятся в редакционной подготовке и составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса биологии с 6 по 9 класс.
Данный УМК ориентируется на Базисный учебный план (федеральный компонент) общеобразовательной школы 2004 г., стандарты основного общего образования по биологии.
Следует отметить, что все основные принципы, составляющие учебный, учебно-практический, учебно-методический сегменты представляемого УМК, полностью согласуются с концепцией образовательного стандарта и Примерной программы.
В пояснительной записке к Примерной программе по биологии для основной школы отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Принцип соответствия примерной программе строго выдержан в содержании учебника и всего УМК.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Биология» изучается в 7 классе в объеме 70 учебных часов. На это количество часов и рассчитан объем учебника «Биология» для 7 класса.
В 6 классе учащиеся получили общие представления о строении и жизнедеятельности растительных клеток, возникновении в ходе эволюции разнородности в их строении и выполняемой функции, приведшей к образованию тканей, изучили системы органов и их взаимное функционирование, обеспечивающее рост, развитие и размножение растений.
После знакомства с анатомией, морфологией и особенностями функционирования растительных организмов в 7 классе учащиеся приступают к рассмотрению системы Царства Растения, изучая особенности строения и жизнедеятельности растений начиная с отделов и заканчивая классами и основными семействами, знакомятся с основными этапами развития растительного мира в процессе эволюции.
Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают роль животных в природе и жизни человека, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Изучение биологии в 7 классе может быть направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными источниками информации;
- усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
- пропедевтика понятий основного курса биологии;
- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- использование приобретенных знаний и умений учащимися в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний;
- развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
В основу курса биологии для 7 класса положены следующие идеи:
- биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни, особенностей разных сред жизни;
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;
- обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Принципы отбора содержания
Отбор содержания произведен в строгом соответствии с рекомендованной Примерной программой. В основу курса лег принцип эволюционизма. В начале вводится понятие эволюции и геологической летописи (к которым по ходу изложения приходится неоднократно обращаться). Кратко раскрываются основные понятия теории эволюции Ч. Дарвина. К более подробному изучению этих явлений предполагается вернуться в старших классах при изучении общей биологии.
По мнению авторов, важным воспитательным моментом является рассмотрение симбиоза как одного из движущих факторов эволюции. Важна не только борьба с видами-конкурентами (как это обычно излагается), но и поиск видов-партнеров. Подобранные примеры симбиозов показывают, что взаимовыгодное сотрудничество организмов из разных систематических групп часто является выигрышным с точки зрения эволюции.
При изложении курсов ботаники и зоологии выдержан эволюционный принцип изложения: отделы растений и типы животных, возникшие в истории Земли раньше, рассматриваются в начале курса, а самые молодые группы – в конце. Параллельно проводится идея постепенного эволюционного усложнения строения по мере приспособления к определенным условиям обитания.
В соответствии с Примерной программой в курсе ботаники изучаются три семейства двудольных и два семейства однодольных. При отборе материала авторы остановили выбор на розоцветных (наиболее типичное семейство из класса двудольных), крестоцветных (семейство со сравнительно простым строением цветка, имеющее сельскохозяйственное значение) и сложноцветных (наиболее крупное семейство, к которому принадлежат многие растения местной флоры, знакомые учащимся). Среди однодольных выбраны лилейные (наиболее типичное семейство для класса двудольных) и злаковые (наиболее важное семейство с точки зрения сельского хозяйства). Другие семейства однодольных и двудольных перенесены в «Книгу для чтения». Их изучение возможно по выбору учителя.
В соответствии с современными представлениями выделено отдельное царство одноклеточных (протисты). (Термин «протисты» вводится для справки, а не для запоминания.) К царству животных отнесены только многоклеточные.
Большое внимание уделено животным, вызывающим или переносящим болезни человека. В связи с развитием туризма в учебнике отмечены потенциально опасные группы простейших и животных, обитающие не только на территории России, но и в тропических странах. Указаны регионы распространения потенциально опасных видов и перечислены необходимые меры предосторожности.
Содержание курса биологии для 7 класса (70 часов)
Многообразие и эволюция живой природы (62 часа)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (3 семейства двудольных и 2 семейства однодольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.
Демонстрации:
- Многообразие видов
- Приспособления у организмов к среде обитания
- Растения разных отделов, семейств, видов
- Одноклеточные животные
- Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
- Строение и многообразие червей
- Строение и многообразие моллюсков
- Строение и многообразие членистоногих
- Строение и многообразие рыб
- Строение и многообразие земноводных
- Строение и многообразие пресмыкающихся
- Строение и многообразие птиц
- Строение и многообразие млекопитающих
Лабораторные и практические работы:
- Изучение внешнего строения водорослей
- Изучение внешнего строения мхов
- Изучение внешнего строения папоротника
- Изучение строения и многообразия голосеменных растений
- Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
- Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
- Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
- Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
- Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни
- Распознавание растений разных отделов
- Распознавание наиболее распространенных растений своей местности
- Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур
- Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
- Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
- Выявление приспособлений у растений к среде обитания
- Выявление приспособлений у животных к среде обитания
- Распознавание животных разных типов
- Распознавание домашних животных
Структура учебника
Согласно концепции авторов, учебник «БИОЛОГИЯ» для 7 класса представляет собой информационно-открытую систему, предназначенную для творческого использования учителем. Текст делится на основной (обязательный для изучения) и дополнительный, который включает краткие комментарии к основному тексту, материал для дополнительного чтения, вопросы по ходу основного текста. Дополнительный текст используется по выбору учителя.
Вопросы по ходу текста и комментарии несут разнообразную методическую нагрузку. Они расширяют кругозор учащихся, показывают межпредметные связи (биологии с другими науками). Ответы на вопросы по ходу основного текста требуют от ученика творческого подхода, выхода за информационные рамки учебника. Для ответа на творческие вопросы учащиеся должны уметь обращаться к справочным (в том числе – электронным) материалам и базам данных, читать дополнительную литературу (например, «Книгу для дополнительного чтения по биологии» для 7 класса), развивать логическое мышление. Именно такой подход соответствует авторской концепции учебника как информационно-открытой среды. Учащиеся должны осознавать, что за пределами учебников содержится большой массив важной биологической информации, уметь привлекать ее для ответов на вопросы и для обсуждения изучаемой темы.
Конкретные рекомендации по методике использования каждого из этих вопросов на уроке будут даны в «Методическом пособии для учителя».
В конце каждого параграфа дано краткое содержание, которое может служить как для первичного закрепления материала, так и для быстрого повторения параграфа в дальнейшем. Краткое содержание является вспомогательным материалом, облегчающим работу учащихся с учебником. На уроках оно используется по выбору учителя.
Вопросы в конце параграфа ориентированы как на первичное закрепление знаний, так и на сравнение аналогичных биологических явлений в разных систематических группах организмов. Вопросы повышенной сложности выделены звездочками. В тех случаях, когда требуется дополнительная информация из уже пройденных параграфов, даны соответствующие ссылки.
Некоторые вопросы являются составными, и требуют последовательного ответа на ряд подвопросов (т.е. порядок подвопросов задает примерный план изложения ответа). Подробные рекомендации по использованию составных вопросов будут даны в «Методическом пособии для учителя».
В конце параграфа даны рекомендуемые лабораторные работы, методика проведения которых также будет отражена в «Методическом пособии для учителя» и в «Рабочей тетради».
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных; растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания,
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.
В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:
- основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
- дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;
- пояснительные тексты в виде схем, рубрик;
- элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в концепараграфа,системы практических заданий;
- иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;
- элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, названий живых организмов, отличительных признаков, условных обозначений. Для этого используется рубрикация, шрифт разного размера и гарнитуры, выделения в тексте. Важным элементом аппарата ориентировки является навигационная полоса, расположенная на полях учебника. На нее вынесены значки определений (обозначено кругом), текста для дополнительного чтения (обозначено знаком книги), комментария к основному тексту (обозначено символом примечания), вопросов по ходу основного текста (знак вопроса), краткого содержания (показано более насыщенным цветом навигационной полосы), вопросов к параграфу (знак вопроса в рамке), лабораторных работ (знак колбы). Кроме того, дополнительным навигационным элементом является колонтитул, облегчающий поиск по номеру параграфа и по его названию. Все рисунки пронумерованы в соответствие с параграфами и порядком их упоминания в тексте.
Учебник «БИОЛОГИЯ» для 7 класса является инвариантной составляющей УМК, а вариативной составляющей авторы предлагают широкий спектр лабораторных и практических работ на выбор учителя и «Книгу для дополнительного чтения по биологии», содержащую разнообразные материалы, дополняющие и расширяющие возможности ученика в обучении биологии.
УМК включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся 7 класса усвоить материал учебника:
- во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, опытов, практических заданий, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно и с увлечением;
- во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений, а также таких специальных практических навыков, как организация лабораторных работ и опытов, ведение наблюдений, выполнение агротехнических работ;
- в-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика, совершенно правильную с точки зрения биологии, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками;
- в-четвертых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.
В методическом пособии для учителя «Уроки биологии в 7 классе» приведена образовательная программа по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование (на 70 часов). В методических рекомендациях к урокам обозначены оборудование, ключевые слова и понятия, основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, алгоритмы проведения лабораторных работ, домашнее задание и контроль знаний. В пособие включены методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, которые учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы. Также в пособии приводится детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся.
За последние пять лет значительно изменилось технико-технологическое обеспечение образовательного процесса. В связи с этим можно говорить о цифровых зонах развития школы: цифровая поддержка школьной библиотеки, ЦОР в учебном процессе, информатизация внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.
Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяет электронное приложение на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии». Оно включает в себя коллекцию изображений, коллекцию видеозаписей, определительные ключи для отдельных групп растений (семейств), интерактивные тесты, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и логические игры, а также варианты планирования, заготовки контрольных работ и тестов (для печати).
В отдельной главе методического пособия «Уроки биологии в 7 классе» будут приведены ссылки на цифровые образовательные ресурсы по Единой коллекции ЦОР.
В современных условиях еще одним важным компонентом любого УМК становится его сетевая составляющая, где учителя могут систематически получать консультации автора, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии цифровых образовательных ресурсов, различные методические материалы и т. п.
Для представляемого учебника такая сетевая поддержка будет организована на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru в форме авторской мастерской.
Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы. УМК полностью соответствует государственному стандарту основного общего образования по биологии и примерной программе. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к освоению курса биологии в 7 классе.
Технические параметры макета
При разработке оригинал-макета учебника были выбраны рекомендуемые для учебников гарнитуры, размеры шрифтов, плотность печати и плотность цветовой заливки в таблицах. Рукопись учебника подготовлена в полном соответствии с «Гигиеническими требованиями к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.960-00». Допечатная подготовка иллюстрации проведена в соответствии с полиграфическими требованиями для офсетной печати.
|
|