Психолог, лингвист, кандидат психологических наук, доцент.
Более 10 лет работал учителем русского языка в школе. Обучаясь в аспирантуре Харьковского университета, совместно с профессором П.И. Зинченко организовал лабораторию по психологическим проблемам школьного обучения, которая разрабатывала, в частности, проблемы психологии учебной деятельности.
Один из соавторов (наряду с Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым) системы развивающего обучения, за участие в разработке которой удостоен премии президента РФ. Организатор и научный руководитель харьковского научно-методического центра развивающего обучения. Ректор (на общественных началах) Сибирского института развивающего обучения.
Руководитель авторского коллектива, разработавшего программу развивающего обучения русскому языку в 1-9 классах и комплект соответствующих учебников и учебных пособий. Автор уникального комплексного школьного Учебного словаря русского языка и словаря-справочника «Русский синтаксис».