Картографическая грамотность. Азы культуры географического образования
Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Партнёры

Городской проект "Школа Новых Технологий"



















Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube
Социальные сети

Система Orphus


Картографическая грамотность. Азы культуры географического образования

 
09.06.2017

Какова роль географии в школьном образовании? Какие факторы влияют на качество преподавания этого предмета? Какие требования предъявляются к атласам и контурным картам? Об этих и других аспектах преподавания географии в школе рассказывают сотрудники кафедры естественно-научного образования Московского института открытого образования (МИОО) - старший преподаватель, заслуженный учитель РФ Эльвира КИМ и доцент кафедры Алексей КРЫЛОВ.   

- Как можно охарактеризовать место и роль географии в школьном образовании?

Эльвира Ким:

- География - предмет интегративный, комплексный. В нем есть и естественно-научная, и социально-экономическая (общественная) составляющая. Хотя у большинства людей география ассоциируется прежде всего с географическими объектами - реками, горами, морями, странами. Где находятся эти объекты? Какой они высоты, протяженности?

В прежние времена больше внимания уделялось географии физической, то есть были особенно важны знания географической номенклатуры, физико-географических явлений и процессов. Возможно, поэтому географию относили к предметам естественно-научного цикла. Но география - наука комплексная, интегративная и интегрирующая. И если уж относить ее к какой-то области, то скорее к общественным наукам, хотя на самом деле у географии особое место в системе наук естественных и общественных.

- Каковы основные цели школьного географического образования?  Удается ли найти баланс между передачей знаний и формированием навыков?

Алексей Крылов:

- Как сказал Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в апреле 2017 года, изучение географии в школе необходимо для формирования патриотизма и национального самосознания.
На уроках мы не только изучаем свою страну и мир, но и учим детей размышлять, работать с источниками информации, формируем умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Как, впрочем, и на других предметах. Но только на уроках географии есть особый синтез знаний и умений учащихся в приложении к конкретной территории, поскольку в конкретной стране или регионе происходят самые разные процессы и явления - как природные, так и общественные.
Еще мы должны учить задумываться о причинно-следственных связях природных и общественных явлений. Изучив наш предмет, дети должны уметь ответить, например, на вопрос, что будет с городом, если на месте пятиэтажек построят небоскребы, - точно так же, как, изучив математику, они могут посчитать, сколько обоев понадобится для оклейки комнаты. Без учета географического фактора зачастую оказывается неполной интерпретация политических и социально-экономических явлений.

- Чем объяснить, что география при своей важности остается второстепенным предметом? ЕГЭ по географии в 11-м классе - один из самых редких экзаменов по выбору, в прошлом году по всей стране его сдавали лишь около 17 тыс. человек, в этом году - около 21,5 тыс.

Эльвира Ким:

- Одна из причин в том, что ЕГЭ по географии при поступлении в вузы требуется лишь на профильные направления, где готовят профессиональных географов, - об этом тоже говорил президент. Странно, что она не нужна на таких направлениях, как «Международные отношения», «Землеустройство и кадастр», «Регионоведение», «Туризм». А ведь раньше географию нужно было сдавать при поступлении на экономические факультеты. Что ж это за экономист в любых областях производства, будь то промышленность или сельское хозяйство, транспорт, внутренняя и внешняя торговля, добыча полезных ископаемых и так далее, если он не знает или знает плохо географию? Очевидно, кто-то решил, что будущим экономистам достаточно общих социально-экономических представлений, заложенных в курсе обществознания. Но на самом деле этого мало.

Стоит признать и недостаточную активность профессионального географического сообщества в отстаивании важности своего предмета. Благодаря недавним заявлениям Президента России ситуация, будем надеяться, должна измениться - географию нужно изучать во всех классах старшей и основной школы, а не как сейчас, когда в старшем звене она стала во многих школах предметом по выбору. Все-таки мы живем в современном мире, когда страны и народы, экономики, культуры взаимосвязаны как никогда.

В курсе географии обязательно должен присутствовать краеведческий компонент, и здесь многие регионы преуспели. Особенно интересен опыт Москвы, по этой теме давно издаются специальные учебные пособия: «География и экология Москвы и Московской области» (учебные материалы и рабочая тетрадь для 8-9-х классов).
Обывательский взгляд на географию, к сожалению, несильно изменился за более чем два столетия - и сейчас многим кажется, что ее изучать не нужно, дескать, «извозчик довезет». Но мы надеемся, что этот стереотип со временем удастся преодолеть.

- Особенность школьного курса географии - использование географических карт и атласов. Какие учебные задачи с их помощью удается решать?

Алексей Крылов:

- Картографические материалы - ключевой элемент культуры географического образования, без которого невозможно представить себе наш предмет. Карты и атласы - это источники географической информации, средство для организации ежеурочной работы с географической информацией, исследовательских и проектных работ, основа для дискуссий на уроках, уникальное средство формирования всяческих умений - регулятивных, познавательных и других. Все, что можно изучать в курсе географии без карт и атласов, в большей степени имеет отношение к смежным наукам, будь то физика, или химия, или история (хотя и там в отдельных случаях можно пользоваться картами).

Поскольку школьный атлас - это учебное пособие, от обычных отдельных (традиционных) географических карт он отличается наличием методических идей: зачем нужна та или иная карта? какие учебные задачи можно решать с ее помощью? каких образовательных результатов мы хотим добиться? Над атласами работают не только квалифицированные картографы и редакторы, но и методисты. Верх мастерства авторов - сделать так, чтобы карты в атласе были, с одной стороны, максимально информативными, с другой - доступными ребенку, не перегруженными лишней информацией. Всевозможные врезки, схемы, диаграммы должны дополнять основное содержание.

У ребенка, который открывает атлас, должно возникать желание с ним поработать. Но иногда бывает, что авторы сознательно перегружают карты - добавляют на страницы избыточные коллажи из картинок, уменьшают масштаб, и сама карта на этом фоне выглядит лишней. Например, на карте, которая посвящена месторождениям полезных ископаемых, не нужна детальная гидрография - ребенку придется «ломать глаза», к улучшению образовательных результатов это не приведет.

Недавно мы оценивали методическую составляющую комплекта атласов для 5-10-х классов, которые выпускает образовательный холдинг «Просвещение» при поддержке Русского географического общества. Это новые атласы, и одно из их очевидных преимуществ - информативность. Например, в атласе для 8-го класса на карте Западной Сибири подробно нанесена речная сеть - тот случай, когда это очень важно для понимания природных особенностей региона (низменный рельеф, заболоченность, особенности климата и проч.). Еще есть карта, на которой показаны водораздельные линии внутренних вод на материках, относящихся к бассейнам разных океанов. Благодаря такому атласу учитель может все эти особенности обсудить с детьми.

- Каким еще требованиям, на ваш взгляд, должны соответствовать современные школьные атласы?

Алексей Крылов:

- Там не должно быть фактических ошибок - это очевидное требование, как дважды два четыре. Фактические ошибки не нужно путать с генерализацией информации, которая уместна в учебных атласах. Но и в школьных атласах могут быть различия. Например, в атласе Омской картографической фабрики, содержание для которого разрабатывают специалисты МГУ, климатические области Дальнего Востока будут обозначены иначе, нежели в большинстве школьных атласов, но это соответствует методическому замыслу авторов и не противоречит научным данным, поскольку по нагрузке эти атласы можно позиционировать как профильные. Конечно, генерализация должна быть оптимальной, чтобы не искажать научные представления, не терять географический и методический смысл.

Информация, заложенная в атласы, должна отражать современную ситуацию.

Особенно это важно для социально-экономической географии: строятся новые предприятия, возникают целые отрасли, обновляются статистические данные, изменяется облик регионов.

Карты учебного атласа должны сопрягаться методически с текстами учебника, заданиями рабочей тетради, с другими элементами УМК. Атлас и учебник - это единое целое с точки зрения постановки и решения учебной задачи. В учебнике рассказывается о нарушениях зональности в зависимости от различных природных особенностей - например, холодных и теплых течений, и на карте в атласе ученик сразу может увидеть и эти течения, и их влияние, например, на растительность.
На мой взгляд, в перспективе можно было бы издавать различные атласы для тех, кто выбрал базовый и кто выбрал профильный курс географии. Еще перспективное направление - развитие качественных цифровых картографических пособий. На страницах современных атласов есть QR-коды, отсылающие к проверенным сайтам, где раскрывается региональная или краеведческая часть курса географии.

- Можно ли выделить оптимальные способы использования контурных карт на уроках географии?

Эльвира Ким:

- Чаще всего считается, что контурные карты используются для освоения номенклатуры - географических названий, чтобы ученик мог найти на карте материки, моря, реки и проч. Но, по большому счету, контурные карты необходимы для выполнения самых разных работ, и здесь велика роль учителя. Хорошо бы предлагать на контурных картах задания разных уровней - от нанесения географической номенклатуры (кстати, с определенным смыслом) до творческих заданий. Например, предлагается нанести на карту региона с помощью условных знаков, придуманных самим учеником, природные, культурные, исторические и иные объекты, которые, по его мнению, определяют лицо данного региона. Так что контурная карта открывает безграничные возможности для творчества.

- Пригодятся ли сформированные навыки работы с атласом на стандартизированных экзаменах?

Алексей Крылов:

- Конечно. Эти навыки необходимы. На ЕГЭ по географии в состав КИМов входят политико-административные черно-белые карты России и мира. Хотя если на ЕГЭ разрешат использовать традиционные школьные атласы, придется значительно менять содержание КИМов, формулировать задания иначе, но значение экзамена от этого только вырастет.

Атласом можно пользоваться и на Всероссийской проверочной работе по географии, и на ОГЭ в 9-м классе. По нашим оценкам, значительную часть заданий ОГЭ можно выполнить с помощью атласа, если ученик умеет с ним работать. Но еще раз хочется подчеркнуть, что задания как в части содержания, так и в части их формулировки должны серьезно и тщательно продумываться.

http://www.ug.ru/archive/70275

Возврат к списку

Рейтинг@Mail.ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Обратная связь :: Файлы издательства :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2017 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44